[an error occurred while processing this directive]
Рейтинг контролеров малого бизнеса
(«Телесистемы»: Конференция «Микроконтроллеры и их применение»)

миниатюрный аудио-видеорекордер mAVR

Отправлено --+ 1984 +-- 19 июня 2005 г. 13:07

Рейтинг контролеров малого бизнеса

В Послании Федеральному собранию президент Владимир Путин констатировал, что российское чиновничество понимает государственную службу как разновидность бизнеса, и заявил: «В наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии». Впрочем, похоже, что страна уже давно отдана этой самой бюрократии и власть ничего поделать с этим не может. Преодоление пресловутых «административных барьеров» в малом бизнесе в экономическом выражении сопоставимо с налоговым бременем. К такому выводу привело исследование, проведенное автором среди малых предприятий Санкт-Петербурга. Существует даже негласная шкала стоимости преодоления таких барьеров. А в рейтинге «взяткоемкости» государственных служб первую тройку составляют милиция, налоговые органы и пожарные службы.

Конфиденциально: прибыль получают все

Исследование проводилось на условиях конфиденциальности, при заполнении опросного листа от респондентов не требовалось указания их точной адресной и контактной информации. Это в определенной степени повысило объективность полученных данных. В исследовании согласились принять участие 112 субъектов малого бизнеса, работающих на рынке от одного года до 13 лет. Из их числа 61% – предприниматели, действующие без образования юридического лица (ПБОЮЛ), 39% – общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Вопреки официальной статистике, утверждающей, что доля прибыльных предприятий малого бизнеса составляет лишь 66%, наше исследование не выявило убыточных предпринимателей в этой сфере. Главным образом это связано с теневой составляющей их деятельности: при заполнении отчетности малый бизнес, стремясь сократить налогооблагаемую базу, заинтересован в искажении данных. На самом деле за последние год-два у 64% респондентов растет выручка от реализации продукции; у 49% – увеличиваются доходы наемных работников. В основной массе предприниматели оценивают свое финансово-экономическое состояние как удовлетворительное – так считает 54,5% опрошенных, и оценка эта практически совпадает и у ООО, и у ПБОЮЛ.

Важнейшей проблемой, мешающей жить и развиваться, руководители малых предприятий назвали государственное регулирование. Даже налоговое администрирование, неравные условия конкуренции, отсутствие доступа к капиталу, нестабильность макроэкономической ситуации и рэкет они считают меньшими проблемами, чем госрегулирование.

Собственно, в госрегулировании четыре составляющие – регистрация, лицензирование, сертификация и инспекции контрольно-надзорных органов. Преодоление каждого из этих барьеров требует определенных усилий и затрат, но наиболее «расходный» и постоянный – инспекции.

Плановые, внеплановые, «праздничные»…

Исследование показало, что в среднем на каждое малое предприятие или ПБОЮЛ в год приходится 12 проверок. При этом доля фирм, в которых проводится более трех инспекций, составляет 61%. Между тем в законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» прямо указывается на то, что «каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года». В отношении же субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. Это положение действует с 1 октября 2003 г. Что касается внеплановых инспекций, то законом прямо не регламентируется их количество. Однако оговорена процедура их инициации. Внеплановые проверки исполняются при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований либо при получении заявления (информации) от юридических или физических лиц о возможном причинении вреда жизни, здоровью, порче имущества, а также действий либо бездействия юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, связанных с выполнением обязательных требований.

Каждая проверка требует от малого бизнеса определенных материальных затрат. Наиболее «взяткоемкой», по утверждению наших респондентов, следует признать практику проведения инспекций такими проверяющими инстанциями, как милиция, пожарные службы, санэпидстанции и налоговые инспектора. Характерным является набор проверяющих инстанций в зависимости от отраслевой структуры и степени организации бизнеса. Так, чаще всего проверки на рынках города (открытые места, павильоны, палатки) проводят милиция и налоговики. Частота проверок не носит планового характера, чаще всего не предъявляются акты об их проведении. Выплаты в ходе каждой проверки невелики, но в течение месяца общая сумма выплат сопоставима с платой малого предприятия за аренду помещения. В цивилизованном сегменте рынка торговли и общественного питания (арендованные помещения) частыми гостями являются все та же милиция, санэпиднадзор и пожарные службы. Отдельные сотрудники контролирующих органов, как уверяют участники опроса, используют свое служебное положение для получения денег или каких-то товаров в ходе проверок по своей личной инициативе. Чаще всего они производят такие неофициальные «проверки» к праздникам, своим дням рождения и т.п.

При этом практически все респонденты уверены, что поддержание хороших неформальных отношений с представителями различных проверяющих инстанций является абсолютной необходимостью. Предприниматели обычно не ждут от этого каких-то особых преференций для себя, лишь лояльного отношения к себе при проведении инспекций, так как это не освобождает их от неформальных выплат при проверках. Во многих организациях малого бизнеса за обеспечение неформальных связей с контрольно-надзорными органами отвечает собственник, а с налоговой инспекцией практически всегда поддерживают отношения бухгалтеры. Поддержание таких отношений с проверяющими инстанциями чаще всего выражается в неформальных визитах в эти организации с небольшими подарками или сувенирами перед праздниками, во время сдачи отчетности и в других случаях.

Рейтинг взяточничества

Особенно часто неофициальные проверки проводят сотрудники различных подразделений милиции. И именно милиция создает для малого бизнеса больше всего проблем по сравнению с другими проверяющими органами. При этом большая часть инспекций – внеплановые. Кроме милиции только налоговые службы проводят инспекции чаще, чем другие контролирующие (надзорные) органы, и чаще, чем положено по закону. На рисунке приведена частота проведения инспекций различными госорганами, а в табл. 1 – распределение организаций по количеству инспекций.

Вымогательство: способы и цены

«Глас народа» помог выявить несколько направлений вымогательства взяток у предпринимателей малого бизнеса:

за «нарушение правил торговли»;

за уничтожение протокола об административном правонарушении;

за предупреждение о предстоящих проверках, «спуск на тормозах» отрицательных актов, справок, протоколов, покрытие мелких правонарушений;

за «освобождение» от проверок со стороны структур защиты прав потребителей, общественных и административных комиссий (через уполномоченных предпринимателей на рынках);

за «закрытие глаз» на контрафактную, несертифицированную, фальсифицированную продукцию;

за поставку товаров, работ, услуг, оплачиваемых из бюджетных средств, – 10 – 15% от суммы сделок (наблюдалось в строительных фирмах).

Характерно, что у новых предпринимательских структур уровень вымогательства выше, чем у действующих несколько лет.

Весьма изобретательна в «доении» малого бизнеса милиция. Например, работник милиции останавливает автомобиль с товаром и требует доказать, что этот товар не краденый. Такие ситуации особенно характерны для новых малых предприятий, организующих свой бизнес на рынках города. Причем останавливают машины непосредственно при въезде на рынок. Предприниматель не всегда оформляет все необходимые документы на свой товар, полученный с какой-либо оптовой базы: накладные, счета, счета-фактуры, сертификаты на товар и т.п. Каких-то документов у него всегда не хватает, но за взятку эта проблема решается. В случае отказа платить работники милиции арестовывают товар и проводят разбирательство того, насколько соответствует нормам законов и ведомственных инструкций оформление товара и его качество. После таких разбирательств не всегда весь товар возвращается из милиции предпринимателю, особенно если это продукты питания, скоропортящийся товар. Поэтому взятки работникам милиции в таких ситуациях являются обычным делом для предпринимателей малого бизнеса.

В табл. 2 дано представление об общих суммах, выплачиваемых предпринимателями Санкт-Петербурга контролирующим органам при проведении инспекций. Представлены госорганы, чаще других проводящие проверки.

Нетрудно подсчитать, что общая средняя сумма, выплачиваемая предпринимателями при проведении инспекций, составляет 32 000 руб. в год.

Можно утверждать, что ситуация в области инспектирования субъектов малого предпринимательства удручающа. Наблюдаются существенные злоупотребления со стороны контрольно-надзорных органов. Анализ данных опроса показал, что сумма уплаченных налогов по отношению к фактической (а не отчетной) выручке составляет 4,04%. А доля в налоговом бремени суммы платежей на преодоление административных барьеров, полученной путем сложения сумм «штрафов» при проведении инспекций контрольно-надзорными органами, регистрации, сертификации и лицензирования, составляет 3,33%. Таким образом, сумма налогового бремени соизмерима с суммой преодоления административных барьеров. Отсюда можно сделать вывод, что развивать малый бизнес нужно не столько снижением налогового бремени (от реального пресса которого все научились уходить), сколько упорядочиванием деятельности контрольно-надзорных органов, чьи злоупотребления при проведении инспекций ужасающи.

Составить ответ  |||  Конференция  |||  Архив

Ответы


Отправка ответа

Имя (обязательно): 
Пароль: 
E-mail: 
NoIX ключ Запомнить

Тема (обязательно):
Сообщение:

Ссылка на URL: 
Название ссылки: 

URL изображения: 


Перейти к списку ответов  |||  Конференция  |||  Архив  |||  Главная страница  |||  Содержание  |||  Без кадра

E-mail: info@telesys.ru