[an error occurred while processing this directive]
Оверлей - это именно то, что ты хочешь получить.
(«Телесистемы»: Конференция «Микроконтроллеры и их применение»)

миниатюрный аудио-видеорекордер mAVR

Отправлено vmp 07 июля 2005 г. 16:18
В ответ на: Как линковать? отправлено mmegas 07 июля 2005 г. 15:25

Оверлеи (перекрытия)
Еще более интересный способ загрузки программы - это оверлей (over-lay - лежащий сверху) или, как это называли в старой русскоязычной литературе, перекрытие. Смысл оверлея состоит в том, чтобы не загружать программу в память целиком, а разбить ее на несколько модулей и затаскивать их в память по мере необходимости. При этом на одни и те же адреса в различные моменты времени будут отображены различные модули. Отсюда и название.

Потребность в таком способе загрузки появляется, если у нас виртуальное адресное пространство мало, например 1 мегабайт или даже всего 64 килобайта (на некоторых машинах под RT-11 бывало и по 48К, и многие полезные программы нормально работали!), а программа относительно велика. На современных 32-разрядных системах виртуальное адресное пространство обычно измеряется гигабайтами, и большинству программ этого хватает, а проблемы с нехваткой можно решать совсем другими способами. Тем не менее, существуют различные системы, даже и 32-разрядные, в которых нет устройства управления памятью, и размер виртуальной памяти не может превышать объема микросхем ОЗУ, установленных на плате. Пример такой системы - упоминавшийся выше транспьютер.

Основная проблема при оверлейной загрузке состоит в следующем: прежде чем ссылаться на оверлейный адрес, мы должны понять, какой из оверлейных модулей в данный момент там находится. Для ссылок на функции это просто: вместо точки входа функции мы вызываем некую процедуру, называемую менеджером перекрытий (overlay manager). Эта процедура знает, какой модуль куда загружен, и при необходимости подкачивает то, что загружено не было. Перед каждой ссылкой на оверлейные данные мы должны выполнять аналогичную процедуру, что намного увеличивает и замедляет программу. Иногда такие действия возлагаются на программиста (MS Windows, Mac OS, иногда - на компилятор (handle pointer в Zortech C/C++ для MS DOS), но чаще всего с оверлейными данными вообще предпочитают не иметь дела. В таком случае оверлейным является только код.

В старых учебниках по программированию и руководствах по операционным системам уделялось много внимания тому, как распределять процедуры между оверлейными модулями. Действительно, подкачка модуля с диска представляет собой довольно длительный процесс, поэтому хотелось бы минимизировать эту подкачку. Для этого нужно, чтобы каждый оверлейный модуль был как можно более самодостаточным. Если это невозможно, стараются вынести процедуры, на которые ссылаются из нескольких оверлеев, в отдельный модуль, называемый резидентной частью или резидентным ядром. Это модуль, который всегда находится в памяти и не разделяет свои адреса ни с каким другим оверлеем. Естественно, оверлейный менеджер должен быть частью этого ядра.

Каждый оверлейный модуль может быть как абсолютным, так и перемещаемым. От этого несколько меняется устройство менеджера, но не более того. На архитектурах типа i80x86 можно делать оверлейные модули, каждый из которых адресуется относительно своего значения базового регистра CS и ссылается на данные, статически размещенные в памяти, относительно постоянного значения регистра DS. Такие модули можно загружать в память с любого адреса, может быть, даже вперемежку с данными. Именно так и ведут себя оверлейные менеджеры компиляторов Borland и Zortech.



Составить ответ  |||  Конференция  |||  Архив

Ответы


Отправка ответа

Имя (обязательно): 
Пароль: 
E-mail: 
NoIX ключ Запомнить

Тема (обязательно):
Сообщение:

Ссылка на URL: 
Название ссылки: 

URL изображения: 


Перейти к списку ответов  |||  Конференция  |||  Архив  |||  Главная страница  |||  Содержание  |||  Без кадра

E-mail: info@telesys.ru