Дядя может быть и с шокером
(«Телесистемы»: Конференция «Микроконтроллеры и их применение»)

миниатюрный аудио-видеорекордер mAVR

Отправлено Игорь Осипов 30 сентября 2003 г. 18:17
В ответ на: потому что Вы не сталкивались с ситуацией типа "дядя Вася со сварочным аппаратом по соседству" :) отправлено LEXA 30 сентября 2003 г. 17:58

Приведу часть любопытной статьи (автор мне не известен) об охранке на 84 пике:


На помехах стоит остановиться особо. Не будем здесь рассматривать причины появления помех, – примем за аксиому – они есть, и их много. Сигналка должна  работать в условиях этих помех годами и без сбоев. Более того, существует метод угона автомобилей с помощью электрошокера. У автомобиля открывается колпак какой –либо внешней лампочки, лампочка вынимается, и в контакты её патрона  «стреляют» разрядами электрошокера. Процессоры многих сигналок при этом «зависают» и никак не реагируют на последующее вскрытие автомобиля.
    Автор немало времени провел, «стреляя» в свою схему длинными искрами, пока не смог защитить её от этой напасти. Вы видите на схеме, что все провода, выходящие из сигналки в автомобиль, зашунтированы конденсаторами на общий провод. При всей своей простоте – это надежный способ защиты от электрошокера, а попутно и от прочих помех, «гуляющих» по проводам автомобиля. Нужно заметить, что часто приводимая в литературе схема защиты от помех, начинающаяся с резистора, и рассчитываемая как фильтр нижних частот, неэффективна в данном случае, и вот почему. Представим себе, что на плату процессора приходит провод «извне», например, от внешнего датчика. Пусть этот провод подключается к одному выводу резистора, величиной, например 5кОм. Этот вывод  назовем  «горячим». Другой вывод («холодный») пусть шунтирован конденсатором достаточно большой ёмкости. Представим, что в этот провод попадает искра от электрошокера. Искры, которыми пользовался автор при экспериментах, обеспечивали  ток разряда  0.2А при длительности 10мкс. Этот ток будет протекать по резистору и создаст на нем импульс напряжением 1000в и скоростью нарастания порядка 200в/мкс. Увеличение резистора еще более увеличит выброс и скорость нарастания. Да, на «холодном» конце резистора выброс будет небольшим, но существуют паразитные ёмкости монтажа. Воздействуя на процессор через них, 1000 вольтовый импульс с крутыми фронтами, вполне может «сбить» выполнение программы, или, что ещё хуже, вызвать в КМОП микросхеме эффект «защелкивания». При этом микросхема полностью неработоспособна, ток потребления увеличен, корпус сильно разогревается (именно это чаще всего  происходило при экспериментах).  Если не снять питание, через несколько секунд наступает необратимая  тепловая смерть кристалла.  Если же защитная цепочка начинается с конденсатора, то напряжение на нем будет расти со скоростью I/C. В тех же условиях (ток 0.2А, длительность 10мкс) при ёмкости 0.22mkF величина выброса будет меньше 10в . При этом скорость нарастания  менее 2в/мкс. Такой скачок  не принесёт схеме никакого вреда. Но следует обратить самое пристальное  внимание на пути прохождения «отведенного» конденсатором импульса тока. Цепь общего провода на всем пути тока до корпуса автомобиля должна обладать малым сопротивлением и индуктивностью, ведь по ней будут проходить рассмотренные импульсы тока.  Схема, защищённая в соответствии с этими рекомендациями, не сбиваясь, выдерживает искровые разряды  с приведенными выше параметрами  непосредственно в любые внешние провода. Возможно, электрошокер создаёт разряды большей мощности. Но у правильно смонтированной на автомобиле сигнализации нет проводов, непосредственно доступных для  разрядов, и автор надеется
на достаточную эффективность принятых мер. Для повышения эффективности можно увеличить ёмкости шунтирующих конденсаторов.

Составить ответ  |||  Конференция  |||  Архив

Ответы



Перейти к списку ответов  |||  Конференция  |||  Архив  |||  Главная страница  |||  Содержание  |||  Без кадра

E-mail: info@telesys.ru