[an error occurred while processing this directive]
Каковы гарантийные обязательства производителей чипов ?
(«Телесистемы»: Конференция «Микроконтроллеры и их применение»)

миниатюрный аудио-видеорекордер mAVR

Отправлено CD_Eater 31 января 2005 г. 05:18

Как-то задумался, а даёт ли фирма-производитель чипов гарантию на свою продукцию ? Не рекламный листочек о том, что тестирование партии из 10000 чипов не выявило ни одной ошибки в течение такого-то времени при такой-то температуре, а конкретную гарантию работоспособности на каждый купленный чип ? Ну, как положено, гарантийный талон со штампом фирмы-продавца, установленный срок бесплатного гарантийного ремонта или замены, и т.д.
Конечно, для однодолларовых АВРок никто не будет выписывать гарантию на каждый камень, у них даже нет серийного номера (по крайней мере, нет документированного способа его считать), да считать его можно было бы только пока чип ещё совсем не сгорел. Но, в принципе, ведь возможно стикер наклеить или выжечь серийный номер на пластиковом корпусе микросхемы при её продаже ?
Конечно, если обнаружится неудовлетворительное качество чипов, то к этому производителю/поставщику второй раз не обратятся, но такой подход всё равно основан на доверии. А если учесть, что микросхемы закупаются немалыми партиями общей стоимостью порядка тысячи $ или больше, то вопрос о гарантии должен бы возникнуть. Тот, кто занимался крупными закупками, просветите по поводу договора поставки и допустимой доли брака в партии. Чем фирма-производитель гарантирует отсутствие некондиции в партии ?

А если вспомнить, что бывают микросхемы ценой в несколько сотен баксов каждая, то вопрос о гарантии не только на партию, но и на каждый отдельный купленный чип всё-таки должен как-то решаться. Разумеется, что исправная микросхема могла быть повреждена по вине юзера. Ну, например, перепутал полярность напряжения. Но определение причины повреждений - это забота производителя, например, на винчестеры ставят датчики, фиксирующие удар, превышающий определённое количество g, чтобы потом была причина отказать в гарантийном обслуживании. Можно, почти не повысив стоимость микросхем, и в обычные чипы встраивать "предохранители", которые будут сгорать при некоторых условиях, в которых вина юзера очевидна. Важно, чтобы целостность этих предохранителей можно было в любой момент времени проверить не разбирая микросхему, то есть, электрическим способом. Правда, даже при таком раскладе юзер не будет полностью защищён - например, при некоторых условиях АВРки могут свалиться в состояние перманентного резета, из которого можно выйти только отключением питания. Как можно доказать эту неисправность, если она возникает не всегда ? Конечно, в конце концов этот баг задокументируют и он станет фичей, но юзеру от этого не легче. Помнится, что после обнаружения ошибки в 32-разрядном умножении в процессоре i386 Intel бесплатно заменял глючные чипы на безглючные, а вновь выпускаемые глючные помечал как "for 16-bit only" и продавал по сниженной цене. Что-то от ATMEL похожих инициатив не видно. Например, выпускаемые сейчас mega48 не пишут в EEPROM при 3-вольтовом питании, это обещают исправить в следующей ревизии, но чипы, уже купленные, никто заменять на новые не будет. Тем более бесплатно. :( Конечно, разница в цене i386 (тех времён) и mega48 (наших дней) огромна, но всё равно обидно. Хотя глючные Pentium-ы с ошибкой в FPU-делении тоже бесплатно не заменяли. Наверное, любая фирма дорожит своей репутацией только в период начального становления, а потом, с достижением определённой финансовой стабильности, в этом уже нет необходимости. И это наблюдается не только в электронике, но вообще везде - отношение к клиентам обратно пропорционально благосостоянию фирмы.
Но вернёмся к чипам и гарантии.

Насколько я знаю, крупные фирмы-продавцы компьютерных комплектующих (напр., Формоза) заключают договора с поставщиками, по которым поставщик обязуется безвозмездно обменять любое количество (реально получается немалый процент) комплектующих, являющихся по мнению фирмы-продавца неисправными, на исправные. Грубо говоря, Вы купили мат.плату, вставили её в корпус, но корпус у Вас был кривой и, касаясь платы в неположенном месте, что-то на ней замкнул, плата сгорела. Вы несёте её обратно в Формозу, они лениво смотрят на неё, кое-как проверяя отсутствие механических повреждений и заменяют на новую, а неисправную возвращают поставщику. Эта история реальная - был такой балбес, который спалил и поменял 3 платы, прежде чем увидел в чём дело. Правда, за последние 5 лет ситуация в Формозе могла измениться и халява исчезнуть. (Кстати, благодаря этой халяве, раньше сотрудники Формозы втихаря подрабатывали скупкой некондиции у населения по весьма неплохим ценам, разумеется, чтобы потом бесплатно обменять их на новые. Я как-то продал этим "подпольным коммерсантам" десяток неисправных винчестеров. Естественно, принимались не все модели, а только ещё не снятые с производства)

Тем самым, в производстве компьютерных комплектующих расходы за кривые руки юзера нёс производитель. А как обстоят дела в производстве чипов - несёт ли производитель ответственность хотя бы за свои кривые руки ?

Составить ответ  |||  Конференция  |||  Архив

Ответы


Отправка ответа

Имя (обязательно): 
Пароль: 
E-mail: 

Тема (обязательно):
Сообщение:

Ссылка на URL: 
Название ссылки: 

URL изображения: 


Перейти к списку ответов  |||  Конференция  |||  Архив  |||  Главная страница  |||  Содержание  |||  Без кадра

E-mail: info@telesys.ru