[an error occurred while processing this directive]
|
Пусть в комнате установлен громкоговоритель, подключенный к некоему генератору сигналов и микрофон.
Когда из громкоговорителя испускается сигнал, он искажается во-первых самим громкоговорителем, комнатой и микрофоном (ну, положим, для простоты, что микрофон у нас идеальный и ничего не искажает). Задача идеальной "эквализации" состоит в том, чтобы так предисказить исходный сингал, чтобы будучи излученным из громкоговорителя и искаженным им и комнатой, он при приеме микрофоном в точности соответствовал исходному сигналу. Например, сформировали генератором дельта-функцию, предисказили ее (пропустили через "эквалайзер") излучили полученный сигнал, и на входе микрофона видим, что пришла та же дельта-функция. Или сформировали цифровой шум, предисказили его, прошел он через ЦАП, громкоговоритель, повертелся в комнате, а на микрофоне мы приняли в точности тот же шум: отсчет в отсчет.
На практике идеальная эквализация никому не нужна, поскольку реально на месте микрофона должен быть слушатель с его двухуховой головой. Уши несколько разнесены в пространстве и по этой причине импульсная характеристика системы "громкоговоритель-комната-микрофон" будет отличаться от систем "громкоговоритель-комната-точка входа в левое ухо" и "громкоговоритель-комната-точка входа в правое ухо". Этого малого расстояния, невозможности слушателя сидеть, не дергая головой на протяжении времени прослушивания, а также самой непрозрачности человеческой головы для аудиосигнала достаточно, чтобы идеальная эквализация не работала.
Поэтому на практике требуют, чтобы ожидаемая идеальная импульсная характеристика несколько бы отличалась от дельта-функции. Как правило ожидаемая имп. характеристика выводится путем свертки с некоторым полосовым фильтром, учитывающим способности нашего уха слышать определенный диапазон частот. Также при формировании желаемой имп. характеристики хорошо учитывать психоаккустические данные человека (например, усредненную АЧХ уха), диапазон частот громкоговорителя и прочие факторы.
В более простом случае делают только магнитудную эквализацию, под которой подразумевается такое предыскажение сигнала, чтобы АЧХ сигнала на входе была бы равна заданной.
В большинстве аудиотехники (как правило, это делается в домашних кинотеатрах, автомобилях) среднего класса магнитудной эквализацией и ограничиваются. В Hi-End продуктах делают полную эквализацию, которая помимо коррекции АЧХ включает для некоторого диапазона частот и коррекцию ФЧХ.
Чтобы выполнить любую эквализацию, необходимо измерить частотную (или импульсную) характеристику системы "громкоговоритель-комната-микрофон". Далее аппаратура "сама" рассчитывает инверсный (эквализирующий) фильтр, роль которого и заключается в упомянутом выше предыскажении сигнала.
E-mail: info@telesys.ru