0xFF "Если бы начальником был я" (с) Bill
(«Телесистемы»: Конференция «Микроконтроллеры и их применение»)

миниатюрный аудио-видеорекордер mAVR

Отправлено ShiphT 19 сентября 2003 г. 12:29

Если бы начальником был я

Многим из нас известна народная мудрость: "я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак". И мы, ругая начальство за глаза за его ошибочные на наш взгляд решения, часто произносим ее с оттенком иронии. При этом думаем про себя: "хоть я и дурак по штату, да начальник то дурак от природы". С другой стороны, начальник, командуя своими подчиненными, тоже редко бывает ими доволен и возможно думает про себя: "какими же придурками мне приходится руководить!". При этом он, становясь начальником, как-то быстро забывает, что недавно сам был один из подчиненных.


Естественно, что такое негативные, часто неоправданные, взаимоотношения отнюдь не способствуют делу. Ну а если случается, что негативные взаимоотношения между начальством и подчиненными все же имеют какую-то основу? Как быть? Конечно, лучше всего иметь нормальные деловые и человеческие отношения. Но если же их нет, то их приходится налаживать. Причем, начальник, имея вполне определенную власть над подчиненными, должен начать налаживание взаимоотношений первым. Не являясь психологом, я не ставил себе целью проводить какие-то психологические исследования в этой области и, тем более, давать какие-то рекомендации. Мне никогда не приходилось быть начальником и о психологии начальника я могу только догадываться. Но, работая на разных предприятиях в разных должностях, мне пришлось видеть разных начальников. С другой стороны, сам, будучи подчиненным, мне приходилось оценивать действия многих начальников, и при этом часто возникала одна мысль: как бы я поступил, если бы начальником был я. Вот об этом мне и хочется здесь рассказать.


На самом деле мы редко бываем полностью подчиненными. Даже если Вы просто рядовой инженер, но имеете определенный профессиональный опыт, то Ваш молодой коллега без опыта будет фактически Вашим подчиненным, даже если на административной лестнице вы с ним стоите на одной и той же ступени. Такую же начальственную позицию Вы занимаете по отношению к Вашим детям. Наконец, следуя поговорке "плох тот солдат, который не мечтает стать генералом", Вы будете стремиться сделать карьеру и выбраться наверх, и, в конце концов, станете начальником сами. Так или иначе, нам приходиться быть и начальником и подчиненным в одном лице. При этом часто возникают вопросы, как поступать в тех или иных случаях. И здесь, возможно, мои размышления могут Вам пригодиться, Возможно сейчас, а возможно в будущем. Ведь бывают же случаи, когда Вы приобретаете ненужную Вам сейчас вещь, Вы просто убираете ее в дальний угол, или прячете в сундук, а спустя некоторое время Вы обнаруживаете, что ненужная Вам ранее вещь, в данный момент времени оказывается Вам необходимой. Я не претендую даже на это, но хочу надеяться, что мои наблюдения и размышления рано или поздно окажутся Вам полезными.


Честно говоря, я даже не знаю с чего начать. За время своей деятельности мне приходилось попадать совершенно в разные ситуации самому, или наблюдать за тем, в какие ситуации попадают другие. Их бывало так много, что уже безразлично с чего начинать. Начну, пожалуй, с наиболее часто повторяющейся, практически каждый день, ситуации. Речь пойдет



О пользе опозданий на работу.

Скажите, Вам никогда не приходилось опаздывать на работу? Соскакивая с постели, чуть сполоснув лицо, наскоро причесавшись, глотнув чаю и давясь полупрожеванной булочкой и наскоро набросив пальто, Вы бежите на остановку троллейбуса (автобуса, трамвая, метро). С трудом протискиваясь в подошедший транспорт, и ссорясь с такими же бедолагами, Вы занимаете свое привычное висячее положение в салоне. Доехав до нужной Вам остановке, Вы с трудом протискиваетесь к выходу и сломя голову бежите к дверям (проходной) своего НИИ (КБ), на ходу расстегивая пуговицы пальто. Вбежав в комнату, Вы уже спокойно занимаете свое рабочее место. Уфф! Успели. Знакомая картина, неправда ли?


У нас примерно то же самое. Рабочий день у нас начинается в 8.30 утра и наш начальник справедливо требует, чтобы все приходили на работу именно к этому времени. И хотя он не стоит в дверях, фиксируя кто во сколько придет, и нам предоставлена определенная свобода, но тем не менее, иногда бывает что и выскажет при случае свое "Фе". Формально он, конечно, прав. Но давайте посмотрим на это не формально, со стороны подчиненного, в данном случае меня.


Я занимаю должность инженера-разработчика. По роду своей деятельности мне приходится заниматься решением нестандартных задач, связанных с разработкой аппаратуры и с программированием. А когда задача нестандартная, то ее решение приходит отнюдь не сразу. А это значит, что пока решение не найдено, задача сидит в твоей голове. И чем бы ты ни занимался, волей-неволей ты постоянно возвращаешься к ней. Получается, что хотя формально ты давно дома, а фактически ты с работы и не уходил. Тут уж я с собой ничего поделать не могу. При этом бывало, что и заснуть невозможно. Засыпаешь под утро, когда нормальные люди просыпаются, чтобы идти на работу. Что остается делать: бежать сломя голову и, не выспавшись на работу или поспать часок- другой, а работа пусть подождет? Понимая, что если я не высплюсь, то работник из меня никакой, да и на работе, пока задача не решена, делать нечего, я выбираю второй вариант. И отсыпаюсь, рискуя навлечь на себя гнев начальника.


Бывает и другой случай, когда, выспавшись и проснувшись вовремя, я собираюсь на работу, желая попасть туда, как и все добропорядочные сотрудники к началу рабочего дня, у меня возникают мысли по поводу еще не решенной задачи. И опять, плюнув на свою добропорядочность и забыв про работу, начинаю размышлять об этой проклятой задаче. Как результат - я у начальника в черном списке, а значит я без премии.


Конечно, бывают и другие причины для опозданий, скажем, нужно отвести ребенка в ясли (детский сад, школу). Или с утра просто неважно себя чувствуешь, и требуется время, чтобы оклематься. В общем, мало ли что еще может быть. Важно, что у меня складывается вполне определенный распорядок дня, при котором я прихожу на работу на час-полтора позже положенного срока. И хотя я это делаю регулярно и можно вполне сказать, когда я буду на работе, но формально это является нарушением трудовой дисциплины.


С другой стороны, если иногда случается приехать на работу вовремя, то приходиться наблюдать такую картину. Вот приехал некий сотрудник на работу вовремя (что еще для начальника может быть лучше?). Далее он включает компьютер, пока тот запускается, сотрудник наливает себе горячего чайку (зачем же время зря терять?). Но вот компьютер готов к работе и тут возникает другая проблема - чай в стакане горячий и пить невозможно. Приходиться ждать пока остынет, а чтобы не терять время зря, запускается какая-нибудь игровая программа. Поиграв определенное время и выпив чай, кажется можно приступать к работе. Но тут обнаруживается еще одна проблема: времени с начала работы прошло достаточно и нужно сделать перекур. Курить на рабочем месте не разрешается и приходится идти в специально отведенное для этого место. А чтобы не терять времени зря, прихватить с собой кроссворд. А там наступает время обеда, а потом послеобеденный перекур, а потом еще и еще… Короче говоря, чистого времени для выполнения своей работы остается от силы часа два. Знакомая картина? Скажете, сгущаю краски? Если это и так, то весьма немного. Возможно в этом вина не столько работника, сколько тупое (формально справедливое) требование начальника приходить на работу вовремя. Ведь человек, не желая опаздывать, мчится сломя голову на работу и иногда испытывает при этом определенный стресс. И потом, попав на работу, этот стресс необходимо каким-то образом снять. А это влечет за собой большую трату времени.


В свою очередь, я, сознательно проигнорировав требование начальства и будучи морально подготовленным к возможному проявлению его неудовольствия, приезжаю на работу и сразу же включаюсь в рабочий ритм. А если еще вдобавок к этому в голове имеется решение задачи, то любой гнев начальника воспринимаю более или менее спокойно. И возможно в результате этого мне удается сделать на работе несколько больше других.


Конечно, бывают такие моменты, когда я обязан быть на работе вовремя. Если объявлено с утра совещание, то волей-неволей я обязан на нем быть. Тут уж не до сна, и не до задачи. Но совещания бывают не так уж часто, что помехой делу не являются.


Если начальник относится к делу добросовестно и неформально, и он понимает подобные ситуации, то у него неизбежно возникнет вопрос: как быть? Разрешить работнику опаздывать на работу? Страдает дисциплина. Требовать, чтобы работники появлялись на работе вовремя? Может пострадать дело? Но если ты начальник, то тебе и решать.


Одно из решений выхода из подобных ситуаций было найдено в НИИ (один из многих, и какой именно не имеет значения). Там руководство, желая укрепить производственную дисциплину, решило выявлять всех, опаздывающих на работу, прямо на проходной. Те, кто приходил на работу через пять и больше минут после начала рабочего дня, попадали в особые списки и к ним принимались административные меры. И что?


А ничего. Здесь сработала народная мудрость: "ты начальник - я дурак". Точнее "Иванушка-дурачок" из сказки, который оказывался всегда умнее других. Так вот, увидев такое, люди стали опаздывать не на 5-10 минут, а задерживаться на 30-60 минут. К тому времени проверка прекращалась, и люди могли свободно приходить на работу, не боясь никаких административных мер. Естественно, что в этом случае неизбежно придется объясняться с непосредственным начальником. Но тот, хорошо зная работника, просто закрывал на это глаза, следуя принципу: "из двух зол следует выбирать меньшее".


А как же институтское начальство? К его чести, оно оказалось на высоте. Поняв, что такими мерами желаемой дисциплины не добьешься, в институте был введен свободный график. Людей перестали загонять в жесткие временные рамки. Им дали возможность приходить на работу и уходить с нее в удобное для них время. Единственно, оговаривался период времени, когда человек обязан быть на рабочем месте и общая продолжительность рабочего дня. А поскольку человек мог сам планировать свой рабочий день, то и проблема дисциплины решилась сама собой. Могу даже допустить, что на таком графике настояли руководители среднего звена, дисциплина дисциплиной, а дело страдало.


По-моему, вполне разумное решение, и если бы начальником был я, то я бы поступил именно так. Могу добавить, что работая в ВУЗе долгое время, я имел примерно такой же распорядок дня и не испытывал того дискомфорта, который испытываю сейчас, когда меня пытаются загонять в жесткие временные рамки. А когда ты чувствуешь себя свободно, то и дело движется быстрее. По-моему так.


Ну а как быть, если начальник не желает вникать в Ваши проблемы и продолжает настаивать на Вашем своевременном появлении на работе? Тут два пути: либо игнорировать его распоряжения и действовать так, как считаете нужным, лишь бы дело делалось. Либо уволиться с данного места работы и поискать себе другого начальника. Слава богу, начальников разных много, а Вы один. Понимая, что сопротивляться долго невозможно, я обычно выбираю второй путь.


А как же быть тогда начальнику? Я думаю это лично его горе. Ему нужно понять, что дисциплина не является самоцелью, она всего лишь средство (или точнее одно из средств) для ее достижения. В крайнем случае, я бы посоветовал заглянуть в учебник физики.



О пользе физики.

Я думаю, многим из нас приходилось бегать по песку, скажем на пляже, или ездить по грязи в дождливую погоду (при наших дорогах такое вполне возможно). Ноги вязнут в песке, и пробежав даже немного, Вы чувствуете усталость. А машине не то что ездить, а то и застрять в грязи запросто можно. Многие наблюдали: мотор ревет, колеса крутятся, а машина - ни с места. И чтобы выбраться из грязи, приходится под колеса подбрасывать и камни, и ветки деревьев. Словом, все, что есть под рукой, лишь было достаточно твердым, чтобы у колес была опора. И только выбравшись на сравнительно твердую и ровную дорогу, вздыхаешь с облегчением. А если дорога ровная и твердая, то уже езда все больше полет напоминает, правда достаточно низко над землей, но ощущения те же. Да и бежать по твердой почве несравненно легче, чем по песку, все время ощущаешь под ногами приятную твердь нашей матушки Земли.


Законы природы, точнее, законы физики! И против природы не попрешь. Это все понимают, даже если и выразиться по-научному не могут. Но ведь те же самые или аналогичные им законы существуют и в человеческих взаимоотношениях.


Если говорить про рабочий коллектив, то в нем могут быть объединены абсолютно разные типы людей. Одни очень и очень дисциплинированные. Они на работу вовремя приходят, и не прогуливают, и все распоряжения руководства выполняют беспрекословно, точно и быстро. Идеальные работники, не правда ли. Но бывают и другие. Мало того, что они на работу не вовремя приходят, а то и прогуливают вовсе. Так заставить их что-то сделать и то трудно заставить. У них на все существует свое мнение, часто никак не совпадающее с мнением руководства. И прежде, чем они что-то сделают, их предварительно нужно долго уговаривать, приказов то они не слушаются. А ведь, бывает, что и лезут со всякими своими советами. Какой уж тут идеал, хлопот полон рот. А чтобы не было хлопот, их нужно гнать с работы, под любым предлогом, а то и безо всякого предлога. Что собственно часто и делается. "Мы с Вами не сработаемся" - говорит начальник, и поскольку начальника уволить нельзя, то приходиться увольняться подчиненному. Точно, закон физики о взаимодействии тел, имеющих различные массы.


Но вот, все неугодные сотрудники уволились, дурных и заразительных для коллектива примеров не осталось. Теперь можно руководить без всяких хлопот. Ан, нет. Не тут то было. Получается примерно так:


Начальник (Н) подчиненному: Вы мое распоряжение насчет A выполнили?
Подчиненный (П): А как же, еще вчера. Я и служебную записку по этому поводу Вам подготовил.
Н: А по поводу B Вы что-нибудь делали?
П: Насчет B Вы никаких указаний мне не давали.
Н: Ладно, по поводу B нужно сделать … (Объяснение). Вам все понятно?
П: Да, будет сделано. Только непонятно, что нужно сделать для B1, B2 и B3.
Н: Да, действительно, насчет B1, B2 и B3 я как-то не подумал. Когда подумаю, я Вас вызову. Можете идти. Хотя нет, подождите. Что Вы скажите насчет C?
П: Насчет C ничего сказать не могу, у нас этим же товарищ N занимается. А я человек маленький.
Н: Ладно, идите. И пригласите ко мне товарища N…

Такая, или примерно такая, вырисовывается картина. Когда у Вас, как у начальника, остаются только одни, послушные Вам исполнители, то многое придется решать Вам одному. И если Вы захотите с кем-либо посоветоваться, то и посоветоваться не с кем будет. Ведь когда человек соглашается со всеми распоряжениями, даже не рассуждая о них, значит, ему все они глубоко безразличны, впрочем, как и то, ради чего эти распоряжения издаются. Я имею в виду, прежде всего дело, общее дело, которое должно делаться усилиями всего коллектива. А если этим делом занимается только один человек, даже если он самый самый высокопоставленный начальник, то дело будет стоять на месте. Вспомните про машину, застрявшую в грязи.


В свое время, много лет назад Ньютон открыл для человечества законы движения, которые применимы и сейчас, может быть, в определенных границах. Среди этих законов есть закон о взаимодействующих телах. Это закон равенства действия и противодействия, который был назван третьим законом движения. Он говорит о том, что если одно тело действует на другое с некоторой силой, то другое тело, в свою очередь, действует на первое с той же силой, но противоположного направления.


И движение всех тел происходит на основании этого закона. Когда Вы бежите по земле, или едете на автомобиле по дороги, Вы тем самым взаимодействуете с земной твердью как с некоторым физическим телом. Но стоит убрать из под Ваших ног или из под колес это тело убрать (песок или грязь телом не назовешь), то Ваше движение резко замедляется, а то и прекращается вовсе. То же самое можно сказать и про рабочий коллектив, ведь часто послушные исполнительные, но не думающие, работники оказываются тем самым песком (не сказать грязью), из-за которого Ваше общее дело пробуксовывает.


И еще. Из третьего закона Ньютона следует вывод: опереться можно лишь на то, что оказывает противодействие. Иногда это бывает не очень приятно. Скажем, упав на землю можно стукнуться, иногда даже сильно стукнуться. Но в этом случае Вы никуда не денетесь и останетесь на земле. А если Вы упадете в воду, да еще в глубоком месте? Не умея плавать, Вы определенно рискуете утонуть, со всеми вытекающими отсюда последствиями.


То же самое и с людьми. Вам, как начальнику, очень непросто иметь дело с людьми, оказывающих Вам разного рода сопротивление. Но ведь часто это происходит потому, что людям отнюдь не безразлично то, что они делают, и они хотят сделать дело как можно лучше. И может быть имеет смысл подумать над их возражениями или встречными предложениями. А если Вы считаете, что Ваши идеи лучше, то может быть стоить затратить определенные силы и нервы, чтобы доказать это Вашим строптивым подчиненным. А когда такие люди поймут это, то и подгонять их уже будет не нужно, потому что Ваши идеи станут их идеями. Они будут делать это без всяких дополнительных указаний. И дело будет двигаться, и Вы будете чувствовать опору.


Конечно, уволить строптивого работника достаточно легко. Во всяком случае, порой гораздо легче, чем с ним работать. Но может лучше сначала перечитать учебник физики и подумать?



О пользе бесполезной работы.

Скажите, у Вас бывали такие ситуации, когда заказчик по каким-либо причинам вдруг отказывается от уже почти готового Вашего изделия, даже не заплатив Вам за проделанную Вами работу? Бывают и такие ситуации, когда Вы начинаете делать определенную работу и в какой-то момент времени, в соответствии с распоряжениями руководства, Вам приходится бросать эту работу, не доделав ее, и переключаться на другую. Не ошибусь, если скажу, что первой Вашей реакцией будет досада. Еще бы, столько работы, столько усилий, и все зазря.


Помню, в начале своей деятельности, мне было поручено сделать устройство передачи информации на основе принципов фазовой манипуляции (ФМ). Параллельно с этим другая группа занималась другим вариантом прибора и использованием частотной манипуляции (ЧМ). Когда оба варианта были готовы, были проведены испытания обоих вариантов на предмет их помехоустойчивости. Передавалось определенное число посылок сигнала в смеси с шумом, и на приемном конце подсчитывалось количество принятых.


В целом, при одинаковых условиях, ФМ вариант показывал лучшие результаты в смысле помехоустойчивости. Но проблема состояла в том, что мой вариант оказался более чувствительным к внешним помехам. Стоило включиться реле у термостата частотомера, и работа устройства сбивалась полностью. Ясно, что дело было не в принципе, а в реализации. Ну что было взять с молодого, неопытного инженера, практически вчерашнего студента. Естественно, было принято решение об использовании ЧМ варианта, и меня подключили к другой группе.


Получилось, что работа была сделана зазря? Я так не считаю. В процессе работы я накопил кое-какие знания, получил вполне определенный опыт. И все это мне пригодилось в моей дальнейшей деятельности. Единственно, о чем я жалею, так это о том, что работа была сделана не до конца. Сейчас то я знаю, как можно было бы сделать тогда. Но прошлого не вернешь.


Вообще, из всей своей практики я сделал для себя вывод, что абсолютно бесполезной работы не бывает. Так или иначе, сейчас или в будущем, но любая работа дает свой положительный результат. И я никогда не жалею о том, что сделал. Чаще всего приходиться жалеть о том, чего не сделал. Более того, зачастую бывало так, когда перед тобой стоит определенная проблема, которую ты не можешь решить. И не решив ее, ты находишь различные обходные пути. Ура! Дело сделано. Но проходит время, и та же проблема возникает перед тобой вновь, а обходных путей уже нет, да и времени для решения этой проблемы тоже нет. Тогда поневоле начинаешь жалеть о том, что не решил эту проблему раньше.


В качестве подтверждения моих слов приведу другой случай из своей практики. Несколько лет назад мне довелось участвовать в разработке прибора на основе контроллера PIC14000. У этого контроллера некоторые входы, если их использовать в качестве аналоговых, имели внутри цепи сдвига уровня входного напряжения. При этом в справочном листке на этот микроконтроллер утверждалось, что в случае необходимости, эту схему сдвига уровня можно отключить. Я попытался использовать один из таких входов для измерения величины одного из входных сигналов, будучи уверенным, что все получится как надо. Но сколько я не бился, я не смог отключить схему сдвига уровня. Не разобравшись с этим, я нашел обходной путь, выбрав другой аналоговый вход, у которого отсутствует схема сдвига уровня. Вроде бы все в порядке. Но кричать ура оказалось рано. Через некоторое время понадобилось измерять величину еще одного входного сигнала, а других свободных входов кроме "неработающего" уже не было. Волей-неволей пришлось разбираться с тем, с чем не смог разобраться ранее.


Конечно, мы нашли способ использования данного входа, который все же нельзя было объяснить, в справочном листке ничего такого не было. Лишь немногим позже фирма Microchip выпустила свой errata документ, в котором говорилось о неточности в справочных материалах, в том числе и об этой проблеме. И там был предложен способ обхода данной проблемы, который мы уже нашли даже без этого документа.


И таких примеров можно привести достаточно много. Однако следует отличать "бесполезную" работу от бессмысленной. Во всяком случае, для себя я такое различие делаю. Рискуя утомить Вас своими примерами, я все же расскажу еще об одном таком случае.


В свое время мне пришлось работать на одном из заводов в должности программиста. Я работал в пусковой группе некоторого объекта. А поскольку объект еще строился, то я как программист оставался не у дел. И чтобы я не болтался без дела, начальник решил, чтобы я занялся автоматизацией учета склада сырья. Первым делом я пошел к ответственному за склад человеку и попросил рассказать мне об их проблемах. Но мне было сказано, что проблем никаких нет, и то, как они ведут уже много лет учет сырья, их вполне устраивает. Естественно, что я доложил своему начальнику об этом разговоре. Следующий раз мы пошли туда уже вдвоем. И хотя зав. складом (будем для простоты называть его так) формально согласился с доводами моего начальника, но фактически тот так и не смог его убедить. И когда я в третий раз пришел туда снова один, мне было заявлено о бессмысленности данной работы. Вес сырья на складе с точность в 50 кг они знают безо всякого компьютера, а большего им и не требовалось.


Действительно, получается, что человек может безо всяких хлопот и с пользой для здоровья добраться до работы за пять минут пешком, а ему для этой цели предлагают автомобиль, утверждая, что теперь ему потребуется всего одна минута. Правда, для этого потребуется еще научиться управлять автомобилем. Да уж, смысла в этом маловато. Рассудив таким образом, я проигнорировал распоряжение своего начальника. Если уж потенциальный пользователь не видит в этом смысла, то я тем более. Возможно, из-за этого я попал в черный список своего начальника, возможно, нет, я не знаю. Но выполнять бессмысленную для себя работу я категорически не могу. Делайте со мной что хотите.


Но, утверждая это, я говорю только про себя лично. Ведь другим людям моя бесполезная, на первый взгляд, работа и вовсе покажется бессмысленной. А может быть и наоборот. Поэтому если бы я был начальником, я бы сначала хорошо подумал о том, какую работу им следует поручить, а то бы еще и посоветовался с потенциальными исполнителями. Я думаю, Вы со мной согласитесь. А если Ваш начальник часто поступает не так, как Вам думается, а скорее наоборот, то мне хотелось рассказать еще одну бесполезную историю



О пользе интеграторов.

Я думаю, среди нас, подчиненных, всегда найдутся люди, которых начальник просто замучил своими распоряжениями. Ладно, еще, когда распоряжений бывает слишком много (на наш взгляд), но ведь бывает, когда распоряжения начальника просто противоречат одно другому. Только приступишь к выполнению очередного распоряжения, как поступает новое, отменяющее предыдущее. Только начинаешь думать, как выполнить новое, как поступает следующее, которое вновь предписывает выполнить распоряжение, отмененное ранее. И так далее. Конечно, бывают случаи, когда Ваш начальник ошибся и принял неверное решение. А может быть с того момента когда было отдано какое-то распоряжение, ситуация изменилась и прежнее решение оказалось неверным. Когда подобные случаи единичны, то это естественно и понятно. Но когда это превращается в систему, то люди волей-неволей начинают бороться с такой системой. Каждый, наверное, делает это по-своему, используя свои методы и оружие в такой борьбе.


Одним из таких методов борьбы против не в меру ретивых начальников является "метод трех гвоздей". Наверное, многие о таком методе слышали, возможно, многие им пользуются. Если же Вы об этом ничего не слышали, то Вы имеете возможность с ним познакомиться. Оговорюсь сразу, что лично мне такой метод использовать не приходилось, и я говорю о нем со слов других. Как говорится, за что купил, за то и продаю.


Суть настолько же проста, насколько гениален сам метод. Человек вбивает три гвоздя либо в стенку перед своим рабочим местом, либо в дощечку (зачем же стенки портить), которую ставит себе на стол. Вместо этого можно использовать просто вешалку с крючками для одежды. Тут даже молоток не понадобится. И все.


А далее все очень просто. Когда подчиненный занимается своим делом и получает очередное распоряжение, он не бросается сразу же его исполнять. Он просто вешает это распоряжение на первый гвоздь (предположим, крайний левый) и продолжает заниматься своим делом. Если через некоторое время поступает новое распоряжение, подтверждающее прежнее, или не приходит распоряжение его отменяющее, то человек перевешивает прежнее распоряжение на следующий (средний) гвоздь. И опять продолжает заниматься своим делом. Спустя некоторое время, при отсутствии распоряжений об отмене данного, человек перевешивает это распоряжение на третий гвоздь (крайний справа). Если же пришло новое распоряжение, отменяющее данное, то данное распоряжение возвращается снова на первый гвоздь. Если же затем вновь поступает распоряжение, подтверждающее отмену данного, то данное распоряжение просто выкидывается в корзину для мусора. Но если данное распоряжение дойдет до третьего гвоздя, то через определенное время его можно будет уже переложить к себе на стол и начинать с ним работать.


Очень просто и, главное, действенно! Любое распоряжение теперь может курсировать по гвоздям очень долго, не отвлекая человека от работы. Можно несколько модифицировать этот метод для использования в тех случаях, когда человеку приходиться вести одновременно несколько дел. Для этого нужно сделать несколько троек гвоздей. Можно расположить эти гвозди даже по приоритетам. Скажем, нижняя тройка соответствует заданию с высшим приоритетом, тогда как самая верхняя тройка служит для задания, имеющего наименьший уровень приоритета.


Наконец, можно вообще ничего не вбивать и просто иметь образы этих гвоздей у себя в голове. Но я бы не рекомендовал этого делать. Во-первых, голова не мусорный ящик, чтобы складывать туда разные бумаги, даже если это распоряжения Вашего начальника. Во-вторых, в натуре всегда нагляднее. Все (и Ваш начальник в том числе) будут видеть весь это ворох бумаг и смогут судить о том, как Вы загружены. А если еще и Ваши коллеги последуют Вашему примеру, то тогда Ваш начальник сможет воочию увидеть результаты своих "трудов" и, возможно, это заставит его задуматься.


Если случиться так, что со временем Вы сами станете начальником, то советую Вам самому вспомнить про этот метод и пройтись по кабинетам Ваших сотрудников. Вдруг где-нибудь Вы обнаружите подобные гвозди. Это будет сигналом к тому, что такими гвоздями следует обзавестись, прежде всего, Вам самому. Пусть лучше Ваши распоряжения сначала повесят на гвоздиках в Вашем кабинете, прежде чем отдавать их людям. Это и делу поможет, да и гвозди сэкономить можно: зачем тратить десятки гвоздей, если можно обойтись всего тремя. А если Вы привыкли сначала думать, прежде чем отдавать распоряжения, то вообще гвозди не нужны.


Да, чуть было не забыл про интеграторы. Так вот, чем такая тройка гвоздей не интегратор? Интеграторы можно сделать по-разному. Для усреднения сигналов можно использовать или RC цепочки, или сделать интегратор на операционном усилителе. Эти решения всем известны. Ну а для интегрирования (усреднения) хаотичных действий Вашего начальника достаточно гвоздей. Как говорится: простенько и со вкусом. Кстати, время усреднения здесь тоже можно менять. Если начальник меняет распоряжения слишком часто, то трех гвоздей может оказаться недостаточно и тогда время интегрирования можно увеличить, вбив четвертый гвоздь. А может быть и наоборот, тогда и число гвоздей можно сократить. Опять же экономия.


Ну, а если Вы, будучи подчиненным, не испытываете потребности в такого рода интеграторах, то попробуйте заглянуть незаметно в кабинет начальника. Вдруг он сам использует эти интеграторы. А если Вы там их вообще не найдете, то мне остается только порадоваться за Вас. Что может быть лучше для подчиненного, чем думающий начальник.



О пользе "левых" работ

Я думаю, многим из нас приходилось выполнять помимо основной работы "левые". Денег всегда не хватает, и если есть возможность выполнить чей-то заказ на стороне, то я, обычно, не отказываюсь. Естественно, что такая работа выполняется в не рабочее время, обычно по вечерам. Тем не менее, обычно реакция начальника на подобные работы редко бывает положительной. Правда, у меня было одно такое приятное исключение. Когда я устраивался на работу на одно предприятие, и мы пошли вместе со своим будущим начальником на прием к директору, то тот прямо заявил, что высокую зарплату он дать не может, но "поскольку вы ребята умные, то сумеете подработать на стороне".


Но это, как я уже сказал, исключение. Как правило, реакция начальников на это в лучшем случае бывает сдержанно отрицательной. Они вынуждены терпеть такую "вольность" сотрудников, поскольку хорошей зарплаты они предложить не могут, тем более, когда и зарплата выдается с задержкой. Формально начальник может быть и прав: если человек устроился на предприятие на работу, то он и должен выполнять только эту работу. И всякая посторонняя работа должна пресекаться немедленно, вплоть до увольнения работника, как нарушителя трудовой дисциплины.


Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Не так давно к нам в отдел устроился молодой инженер, который до этого на своей старой работе имел дело с ПЛИС. Уметь работать с ПЛИС нам бы очень пригодилось, так как разработки до этого велись с использованием ИС средней степени интеграции. Это понимают абсолютно все, в том числе и наш начальник. Поскольку опыта работы с ПЛИС в отделе ни у кого не было (как, впрочем, нет и сейчас), то я первым делом поинтересовался, сможет ли он организовать технологический цикл работы с ПЛИС в нашем отделе, и какой срок ему для этого потребуется. Ответ был: да, в течение месяца. Но начальник не мог дать ему такого времени, поскольку он собирался выдать ему другое задание. Хорошо, а может быть человек будет заниматься этим в не рабочее время за дополнительную плату (кто же будет делать работу даром?). Нет, на это денег тоже не предусмотрено. Получается странная ситуация: начальник хочет иметь грамотных квалифицированных сотрудников, способных выполнять разработки на современной элементной базе, а денег на повышение квалификации этих сотрудников нет. А как тогда быть?


Из этой ситуации напрашивается один выход: если у предприятия нет денег для повышения квалификации своих сотрудников, то пусть за это платит кто-то другой. Что, собственно, часто и происходит, когда сотрудник выполняет "левую" работу. Можете сказать, что это всего лишь рассуждения, и практически такое невозможно. Хорошо, приведу пример из собственной практики.


Когда я сам устроился на работу в наш отдел, ни я, ни кто другой из отдела никогда не работали с семейством AVR. И поскольку технологии использования этого семейства в отделе не было, то я не рискнул им пользоваться, так как боялся не уложиться в отведенный мне срок. Поэтому, свою первую разработку я сделал с использованием PIC. Чуть позже мне предложили выполнить одну работу на сторону, конечно не бесплатно. Я, разумеется, согласился. Но там уже было желательно использовать AVR. А для этого нужно было выполнить определенную технологическую подготовку: установить среду проектирования, освоить работу с ней, найти подходящий программатор для AVR, выполнить хотя бы один проект. Лишь после того, как я это сделал, я смог воспользоваться микроконтроллерами AVR в разработках отдела сам и показать, как это делается другим. Что же касается других, "добропорядочных" сотрудников, то они не занимались "левыми" работами и ничего этого делать не умели, во всяком случае, до тех пор, пока я им не показал.


Если Вам одного примера показалось недостаточно, то расскажу еще об одном. У нас в отделе имеется сушильный шкаф с регулятором температуры. Для управления нагревателем используется магнитный пускатель. Шкаф уже старый, и пускатель периодически надо ремонтировать (не знаю в чем там дело, но шкаф периодически разбирался и наш сотрудник копошился в его внутренностях). В свою очередь мне, работая на сторону, пришлось познакомиться немного с силовой электроникой. Получилось так, что когда в очередной раз шкаф сломался, и его разобрали для ремонта, у меня под рукой оказалась плата с симистором (MOC3063 + BTA41-600). Недолго думая, я предложил выкинуть пускатель и поставить свою плату. Поскольку переделок практически не потребовалось, то замена была сделана довольно быстро. Шкаф сейчас работает без поломок около двух лет.


Ну а начальник? Когда в очередной раз начальник сделал мне замечание насчет моей посторонней работы, я напомнил ему про шкаф. "Так тебе этот шкаф нужен, так же как и всему отделу" ответил он. Я не спорю, он прав. Но моя правда состоит в том, что если бы я не занимался посторонней работой, то я просто не смог бы помочь отделу. Ведь у нас в отделе силовой электроникой никто не занимается, поскольку в наших разработках она не требуется в принципе. И вообще, все новые для себя компоненты я использую сначала именно в своих сторонних разработках. Только потом, когда я освою работу с ними сам, я предлагаю их другим сотрудникам отдела. То же самое я могу сказать и о своей квалификации, ее росту способствуют, прежде всего, именно сторонние работы. И не моя вина в том, что работа в отделе этому не способствует.


Вы можете сказать, что мои примеры не типичны, и в жизни чаще происходит по-другому. Вполне возможно. Но если бы начальником был я, то я бы подобную деятельность своих подчиненных только приветствовал. Если для повышения квалификации своих сотрудников не требуется никаких денег, то что может быть лучше. Ну а если тебе не нравится, что твоим сотрудникам платят другие, тогда выкладывай денежки сам. Или сам ищи "левые" работы и привлекай к ним своих подчиненных и под своим руководством. Правда, такие работы возможно уже не будут "левыми". Ну и что, какая мне разница? Лишь бы мне платили деньги за сделанную мной работу. В противном случае я просто сменю место работы, а заодно и своего начальника.


Составить ответ  |||  Конференция  |||  Архив

Ответы



Перейти к списку ответов  |||  Конференция  |||  Архив  |||  Главная страница  |||  Содержание  |||  Без кадра

E-mail: info@telesys.ru